Главная   О нас   Новости   Услуги   Документы   Контакты   Партнеры
   
 

Методички ОСМУ

 

 

GISMETEO: Погода по г.Санкт-Петербург

Атлас Санкт-Петербурга

Электронный атлас Санкт-Петербурга

Пробки на Яндекс.Картах

Яндекс.Метрика
ОБЖ СПб
Адрес: 196135, Санкт-Петербург, пр. пр. Юрия Гагарина, 23.

Тел. : (812) 579-79-99;
Факс :(812) 579-79-99;
E-mail:
89213292342@mail.ru

 

ИНСТРУКЦИЯ
по проверке и оценке состояния подготовки неработающего
населения, сбора и обмена информацией, своевременного
оповещения и информирования населения в муниципальных
образованиях Санкт-Петербурга

Данная инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 №28-ФЗ "О гражданской обороне", законом Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" от 07.06.2005 №237-30, приказами МЧС России от 01.03.2004 №97 ДСП "Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния гражданской обороны" и от 03.03.2005 №125 "Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", примерным положением об учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на тер-ритории Санкт-Петербурга от 10.05.2001.
Состояние подготовки и обучения неработающего населения, сбор и обмен информацией в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в муниципальных образованиях Санкт-Петербурга оцениваются:
"соответствует предъявляемым требованиям", если:


- в соответствии с руководящими документами организовано обучение данной категории населения, постоянно функ-ционируют учебно- консультационные пункты (далее - УКП ГОЧС);
- разработаны и имеются планирующие и организующие документы по вопросам подготовки неработающего населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (далее - в области безопасности жизнедеятельности):


а) нормативные правовые акты МО о создании УКП ГОЧС;
б) положение об УКП ГОЧС муниципального образования;
в) распоряжение о назначении инструктора УКП ГОЧС;
г) комплексный план мероприятий по подготовке неработающего населения муниципального образования в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на текущий год;
д) примерная тематика подготовки неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности;
е) распоряжение местной администрации об итогах работы в текущем году и задачах на следующий год;
ж) план работы УКП ГОЧС на год;
з) план совершенствования учебно-материальной базы УКП ГОЧС на год;
и) отчетные документы о проведенных мероприятиях;
к) журнал учета подготовки персонала МО в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;


- УКП ГОЧС оснащен в соответствии c Примерным положением об учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на территории Санкт-Петербурга;
- организовано оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных си-туаций, на территории муниципального образования размещены и функционируют технические средства оповещения и ин-формирования населения;
- организована пропаганда знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных си-туаций и обеспечения пожарной безопасности - распространение памяток, буклетов, листовок, показ фильмов по кабельному телевидению, публикации в газете муниципального округа по тематике безопасности жизнедеятельности;
- организовано обеспечение первичными средствами пожаротушения организаций, подведомственных органу местного самоуправления;
- организован сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- мероприятия по подготовке, обучению и информированию неработающего населения выполнены в объеме не менее 80% от запланированных;
- не менее 70% опрошенных знают способы защиты населения и территорий и порядок действий при чрезвычайных си-туациях.
"ограничено соответствует предъявляемым требованиям", если:
- обучение данной категории населения осуществляется с незначительными нарушениями требований руководящих до-кументов;
- разработанные документы не полностью соответствуют предъявляемым требованиям руководящих документов (не уч-тены современные требования);
- имеются планы по подготовке, обучению и информированию неработающего населения, но они не в полном объеме учитывают особенности местных условий проживающего населения, характерные для данного муниципального образования;
- сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не полностью соот-ветствуют предъявляемым требованиям руководящих документов (не учтены современные требования);
- планы по подготовке, обучению и информированию неработающего населения выполнены в объеме, не менее 70% от запланированных;
- не менее 50% опрошенных знают способы защиты населения и территорий и порядок действий при чрезвычайных си-туациях.
"не соответствует предъявляемым требованиям", если:
- обучение данной категории населения не осуществляется;
- отсутствует (не разработан) один из элементов организующей и планирующей документации (пункты: а - к);
- нет планов по подготовке, обучению и информированию неработающего населения;
- не ведется сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- планы по подготовке, обучению и информированию неработающего населения выполнены в объеме менее 70% от за-планированных;
- менее 50% опрошенных знают способы защиты населения и территорий и порядок действий при чрезвычайных ситуациях.

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель начальника

Главного управления МЧС

России по Санкт-Петербургу

О.В. Салов

СОГЛАСОВАНО
Заместитель начальника Главного
управления по делам ГО и ЧС
Санкт-Петербурга
В.А. Тыра


 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по обучению населения Санкт-Петербурга, не занятого в сфере производства и обслуживания, в
области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности


Рассмотрены и одобрены на заседании Координационного советa

по взаимодействию с органами местного самоуправления

Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности

" 27 " июня 2007 г.

 

Общие положения


Методические рекомендации по обучению населения Санкт-Петербурга, не занятого в сфере производства и об-служивания, в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности разработаны в целях повышения качества и эффективности подготовки неработающего населения Санкт-Петербурга к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.


Подготовка неработающего населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности (далее - безопасности жизнедея-тельности) организуется в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга:


- Закона РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Закона РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
- Закона Санкт-Петербурга от 20.10.2005 № 514-76 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге";
- Закона Санкт-Петербурга от 18.07.2005 № 368-52 "О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге";
-Закона Санкт-Петербурга от 07.06.2005 № 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге";


- Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения на-селения в области гражданской обороны";
- Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычай-ных ситуаций природного и техногенного характера";
- Распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 28.08.2001 № 683-ра "Об организации обучения населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-тера";
- Организационно-методических указаний по подготовке населения Санкт-Петербурга в области гражданской обо-роны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы, утвержденных Губернатором Санкт-Петербурга;
- Методических рекомендаций органам местного самоуправления Санкт-Петербурга в области безопасности жиз-недеятельности.

В соответствии с указанными законодательными и нормативными актами обучение неработающего населения Санкт-Петербурга осуществляется в рамках единой системы подготовки населения Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности.
Руководители органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге являются непосредственными организаторами подготовки неработающего населения.


Организация обучения неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций муниципальных образова-ний в Санкт-Петербурге


Руководители органов местного самоуправления Санкт-Петербурга создают, оснащают и организуют деятельность учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций (далее - УКП ГОЧС) в со-ответствии с Примерным положением об учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным си-туациям на территории Санкт-Петербурга. Осуществляют подбор и назначение руководителей УКП ГОЧС,

Подготовка неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности осуществляется по месту жи-тельства путем:


- организации пропагандистских мероприятий в УКП (бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, консультаций, показа учебных фильмов и др.) по вопросам безопасности жизнедеятельности;
- доведения основ безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, пожаров и угрозе проведения террористических акций, информирования населения в области безопасности жизнедеятельности с использованием сегмента Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) - светодиодных табло "Бегущая строка";
- самостоятельного изучения памяток, буклетов, пособий, листовок, публикаций в газетах, издаваемых органами местного самоуправления, по рекомендуемой тематике с учетом конкретных мероприятий по защите населения в чрезвы-чайных ситуациях мирного и военного времени;
- прослушивания радиопередач по тематике безопасности жизнедеятельности;
- организации показа учебных фильмов по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности по кабельному телевидению;
-участия в учениях и тренировках по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций и пожарной безо-пасности, на которых отрабатываются действия по сигналам оповещения.


В целях выработки единой политики в решении вопросов подготовки неработающего населения в области безопас-ности жизнедеятельности Главным управлением по делам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга разработаны Комплексный план мероприятий по подготовке неработающего населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на 2007 -2008 годы и Примерная тематика подготовки неработающего населения Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности (далее - Комплексный план и Примерная тематика).


В соответствии с Комплексным планом органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге ежегодно разрабаты-вают следующие основные документы:


- Распоряжение об итогах работы по подготовке неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности в прошедшем году и задачам на новый год;
- План основных мероприятий по обучению неработающего населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на год;
- План создания (совершенствования) УКП ГОЧС по обучению неработающего населения муниципального образо-вания;
- Перспективный план развития учебно-материальной базы ГОЧС по подготовке неработающего населения муни-ципального образования.


На основании Примерной тематики (Приложение 1) руководители УКП ГОЧС (которые, как правило, являются ру-ководителями занятий с неработающим населением) разрабатывают Тематику обучения неработающего населения муници-пального образования, учитывающую экономические, социальные и другие особенности района, а также факторы, обуслов-ленные возрастом, степенью подготовки обучаемых и др.


Методические рекомендации по проведению занятий в УКП ГОЧС по темам Примерной тематики приведены в Приложении 2.


Руководителям органов местного самоуправления предоставляется право корректировать расчет времени, отводи-мого на изучение отдельных тем Примерной тематики, уточнять формы и методы их проведения.
В соответствии с Положением об обязательном обучении мерам пожарной безопасности населения Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 07.08.2003 года №1923-ра "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 25.10.1996 № 328-ра", противопожарный инструктаж неработающего населения (пенсионеры, инвалиды, лица преклонного возраста) осуществляют юридические лица, занимающиеся вопросами эксплуатации жилищного фонда, и органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
Инструкция по проведению противопожарного инструктажа разрабатывается лицами, на которых возложено про-ведение данного инструктажа. Противопожарный инструктаж можно проводить в рамках обучения неработающего населения Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности, под роспись в Журнале учета обучения неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности (Приложение 3).


Состав учебно-материальной базы УКП ГОЧС и элементы средств оснащения определяются Примерной тематикой обучения населения в области безопасности жизнедеятельности.
Под элементами учебно-материальной базы ГОЧС и ПБ понимаются средства оснащения, с использованием которых обучаемые получают информацию по соответствующей теме программы подготовки, дополняющую и помогающую лучше понять и усвоить учебный материал. Средства оснащения можно условно разделить на:
- аудиовизуальные: проекционная аппаратура, видеоаппаратура, персональные компьютеры;
- учебно-наглядные пособия: образцы аварийно-спасательного инструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, средства пожаротушения и первой медицинской помощи, стенды, плакаты.
- вспомогательное оборудование: тренажеры, макеты и контролирующие устройства.
Весь комплект средств оснащения должен представлять собой определенную систему, элементы которой хорошо сочетались в содержательном и методическом отношении.
Рекомендуемый перечень видеофильмов, учебно-методической литературы, учебного имущества и оборудования УКП ГОЧС представлен в Приложении 4.
Совершенствование учебно-материальной базы УКП ГОЧС осуществляется на основе перспективных и годовых планов, утверждаемых руководителем органа местного самоуправления.

В ходе проведения занятий с неработающим населением постоянное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий ГО и РСЧС, формированию устойчивых умений и навыков действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
В результате обучения неработающее население должно
ЗНАТЬ:
Права и обязанности граждан в области гражданской обороны, Основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по защите населения от опасностей мирного времени;
основные принципы, средства и способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правила поведения при их возникновении;
основные требования обеспечения пожарной безопасности и правила поведения в случае обнаружения пожара;
УМЕТЬ:
практически выполнять основные мероприятия по защите населения от опасностей чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
чётко действовать по сигналам оповещения;
пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;
подготавливать к защите от радиоактивного, химического и бактериологического заражения свои жилые помещения, продукты питания и воду, проводить частичную санитарную обработку;
оказывать первую медицинскую помощь в неотложных ситуациях.

II. Содержание тем занятий


Тема №1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи.
Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны. Предназначение и задачи, структура гражданской обороны. РСЧС и её основные задачи. Структура и функционирование РСЧС.
Тема №2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основные способы защиты населения при ведении военных действий или вследствие этих действий
Опасности военного характера и присущие им особенности. Поражающие факторы ядерного, химического, бакте-риологического оружия. Зажигательное оружие, воздействие на людей, технику, сооружения. Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения.
Оповещение. Действия населения при оповещении о чрезвычайных ситуациях


Приложение № 1
Примерная тематика обучения неработающего населения
в области безопасности жизнедеятельности
I. Наименование тем и рекомендуемое количество часов

II. Содержание тем занятий


Тема №1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи.


Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны. Предназначение и задачи, структура гражданской обороны. РСЧС и её основные задачи. Структура и функционирование РСЧС.


Тема №2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основные способы защиты населения при ведении военных действий или вследствие этих действий


Опасности военного характера и присущие им особенности. Поражающие факторы ядерного, химического, бакте-риологического оружия. Зажигательное оружие, воздействие на людей, технику, сооружения. Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения.
Оповещение. Действия населения при оповещении о чрезвычайных ситуациях и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации.
Организация инженерной защиты населения. Классификация защитных сооружений. Убежища и их основные эле-менты. Укрытия простейшего типа и их устройство. Порядок заполнения защитных сооружений и пребывания в них.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Гражданские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и подбор.

- Детские фильтрующие противогазы.

Их назначение, устройство и порядок применения.

Условия приме-нения дополнительных патронов к фильтрующим противогазам.

Камеры защитные детские, их назначение, устройство и по-рядок применения.

Назначение и устройство респираторов, правила пользования ими.

Простейшие средства защиты органов дыхания, их защитные свойства, порядок изготовления и пользования.
Средства индивидуальной защиты кожи. Их назначение и классификация.
Медицинские средства индивидуальной защиты.

Содержание, назначение и порядок применения.


Тема №3. Действия населения в условиях радиоактивного загрязнения.


Источники облучения населения при радиоактивном загрязнении в случае взрыва ядерного боеприпаса. Понятие о дозе облучения, мощности дозы и уровнях загрязнения различных объектов и единицы их измерения. Степени лучевой бо-лезни. Защита от ионизирующих излучений. Понятие о режимах радиационной защиты. Защита продуктов питания и воды от загрязнения в домашних условиях.
Санитарная обработка людей. Частичная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения. Полная сани-тарная обработка, ее назначение и порядок проведения.
Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных веществ. Защита продуктов питания и воды от заражения радиоактивными веществами.
Организация защиты животных от радиоактивных загрязнений.


Тема №4. Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.


Понятия об опасном природном явлении, стихийном бедствии и источниках чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.
Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и др.). Причины их воз-никновения и последствия. Действия при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера, во время их возникновения и после окончания.
Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера, во время их возникновения и после окончания.
Природные пожары (лесные и торфяные). Причины их возникновения и последствия. Предупреждение лесных и торфяных пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Действия при возникновении лесных и торфяных пожаров.
Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Основные пути передачи инфекции и их характеристика. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения.
Организация и проведение режимных и карантинных мероприятий.

Тема №5. Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.


Понятия об аварии и катастрофе. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характери-стика.
Радиационно-опасные объекты. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Последствия радиационных аварий.

Виды радиационного воздействия на людей и животных. Действия населения при оповещении об аварии с выбросом радио-активных веществ: при нахождении в доме; при движении по зараженной местности. Соблюдение специального режима по-ведения при проживании на местности с повышенным радиационным фоном.

Правила поведения и питания в зонах радиоак-тивного загрязнения. Йодная профилактика, необходимость и порядок ее проведения. Особенности санитарной обработки.
Химически опасные объекты.

Характеристика наиболее распространенных аварийно химически опасных веществ.

Действия населения при оповещении об аварии на химически опасном объекте: при выходе из зоны заражения и при отсутствии возможности эвакуации. Неотложная помощь при поражении АХОВ.
Транспортные аварии. Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины. Правила безопасного пове-дения при пользовании железнодорожным транспортом. Действия пассажиров при крушении поезда и при пожаре в поезде.
Аварии на воздушном транспорте, их основные причины. Основные и аварийные запасные выходы, используемые для экстренной эвакуации' из самолета. Действия авиапассажиров в случае аварии: при взлете и посадке; при декомпрессии (разгерметизации салона); при пожаре в самолете; при вынужденной посадке самолета на воду. Индивидуальные и групповые спасательные средства.
Аварии на водном транспорте, их основные причины и последствия. Правила поведения пассажиров при нахождении в спасательном плавательном средстве. Правила пользования индивидуальными спасательными средствами.
Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, метро), их причины и последствия. Действия пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании); при пожаре; при падении транспорта в воду.

Действие пассажиров метрополитена при пожаре в вагоне поезда, при аварийной остановке в туннеле.


Тема №6. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям и помещениям.

Первичные средства пожаротушения. Действия населения в случае возникновения пожара
Пожарная опасность в жилых и общественных зданиях. Понятие пожарной опасности. Общие сведения о возник-новении и развитии пожаров в жилых и общественных зданиях. Опасные факторы пожаров.
Правила пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях, садоводствах. Противопожарные профилакти-ческие мероприятия в доме (квартире). Правила противопожарной безопасности при обращении с электронагревательными приборами.
Действия населения при обнаружении задымления и возгорания. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими. Особенности проведения эвакуации людей из жилых и общественных зданий, в том числе и при сильном задымлении.
Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности.


Тема №7. Действия населения при угрозе и совершении террористических актов.


Терроризм. Основные принципы борьбы с терроризмом.

Виды террористических актов, их общие и отличительные черты. Правила и порядок поведения населения при угрозе или совершении террористического акта. Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства, действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство. Действия при получении по телефону сообщения об угрозе террористического характера. Действия при захвате в заложники и при освобождении.
Методы преодоления паники и панических настроений.


Тема №8. Оказание первой медицинской помощи.

Основы ухода за больными
Основные правила оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.
Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.
Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.
Правила оказания помощи утопающему.
Основы ухода за больными.
Возможный состав домашней медицинской аптечки.

Приложение 2


Методические рекомендации по проведению занятий
в УКП ГОЧС муниципальных образований по темам
"Примерной тематики обучения неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности"


Тема №1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая государ-ственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи.


Занятие по данной теме следует начинать с этапов становления гражданской обороны в нашей стране. При этом необходимо раскрыть роль МПВО во время Великой Отечественной войны (особенно в Ленинграде).
После ознакомления слушателей с предназначением и задачами гражданской обороны (ГО) необходимо раскрыть структуру ГО и значение ее совершенствования на современном этапе ее развития.
В ходе проведения занятий необходимо использовать фрагменты телефильмов, а также предоставить возможность поделиться своими впечатлениями о МПВО и ее роли в области защиты населения и территорий в ходе ВОВ жителям бло-кадного Ленинграда (если такие слушатели присутствуют на занятиях).
В ходе беседы по данной теме необходимо подчеркнуть, что обязательность обучения всех категорий населения диктуется общегосударственными задачами гражданской обороны.
Довести до обучаемых основное содержание Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера" и цель его принятия. Обязанности и права граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Рассказать обучаемым историю РСЧС и показать необходимость её создания. Ознакомить обучаемых с основными задачами РСЧС, раскрыв структуру Санкт-Петербургской территориальной подсистемы и режимы её функционирования.
Сообщить контактные телефоны для обращения в чрезвычайных ситуациях.
В заключение занятия показать видеофильм "Гражданская оборона".
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 3, 7, 16


Тема №2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основные способы защиты населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.


Перед рассмотрением понятия оружия массового поражения (ОМП) необходимо кратко остановиться на истории его создания. Затем следует рассмотреть определение ядерного оружия и раскрыть его поражающие факторы, более подробно останавливаясь на защите населения от ударной волны, светового излучения и ионизирующих излучений ядерного взрыва.

Раскрывая вопросы, связанные с химическим и биологическим оружием, руководитель занятий напоминает о принятых международных договоренностях и документах в области запрещения разработки, производства и распространения этих видов ОМП. Кроме того, руководитель занятия доводит информацию о том, что в нашей стране построено 5 заводов, осущест-вляющих уничтожение химического оружия, однако, мировые запасы химического и биологического оружия велики и пред-ставляют серьезную опасность для населения.
Затем руководитель занятия рассказывает о порядке действий населения при применении химического и биологи-ческого оружия.
В заключение занятия показать видеофильм "Ядерное оружие".
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 7, 13, 14, 15, 16, 23, 24, 25.


Тема №3. Действия населения в условиях радиоактивного загрязнения.


Руководитель занятия в ходе беседы со слушателями раскрывает особенности радиоактивного загрязнения при ава-рии на АЭС, останавливаясь на особенностях поведения и питания в условиях радиоактивного загрязнения. При этом необ-ходимо остановиться на исследованиях аварии на Чернобыльской АЭС. Действия населения в условиях радиоактивного за-грязнения обучаемые изучают при просмотре видеофильма ("Действия населения в зоне РЗ", "Невидимая опасность").

Руководитель занятия особое внимание обращает на организацию и проведение работ по ликвидации радиоактивного загрязнения жилых помещений.
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 7, 13, 14, 15, 16, 22, 23, 24, 25, 26.


Тема №4. Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера (на-воднения, бури, ураганы, лесные и торфяные пожары).


Дать характеристику природным чрезвычайным ситуациям, характерным для Санкт-Петербурга. На карте района (города) показать зоны возможных затоплений при наводнениях, а также места расположения спасательных служб, сборных эвакопунктов на территории района (муниципального образования). Отрабатывая с обучаемыми практические действия на-селения при оповещении о стихийных бедствиях, во время и после их возникновения, целесообразно пользоваться схемами-алгоритмами №№ 15-33 из учебника (Приложение № 4 п.п.7) для населения и соответствующими плакатами (к-т № 2)
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 3, 7, 16, 22, 24.


Тема №5. Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.


Руководитель занятия напоминает обучаемым, что на территории города (района) имеются химически опасные объекты и указывает их место расположения, какие аварийно химически опасные вещества (АХОВ) используются.

Ознакомив с краткой характеристикой хлора и аммиака, руководитель занятия указывает на особенности действия этих АХОВ на организм человека, признаки поражения и порядок оказания медицинской помощи, защиту от их воздействия.

Необходимо особо остановиться на особенностях подготовки помещения от попадания в него АХОВ.
Руководитель занятия в ходе беседы напоминает слушателям сигналы оповещения в чрезвычайных ситуациях с возможным воздействием радиоактивных веществ и АХОВ.
В помещении УКП ГОЧС слушатели проводят практические работы по защите помещения от проникновения ра-диоактивной пыли и АХОВ.
При проведении занятия необходимо обратить внимание на случаи загрязнения помещений ртутью, указав на особую опасность паров ртути для человека.

При этом до слушателей необходимо довести способы сбора ртути и проведения демеркуризации, т.е. ликвидации ртутных загрязнений.
После объяснения руководителем порядка проведения специальной обработки помещения обучаемые выполняют практические работы по ликвидации радиоактивного и химического загрязнения.
В заключение занятия осуществляется просмотр видеофильмов: "Радиация: линия защиты", "Действия населения в зоне РЗ", "Действие населения при химически опасных авариях", "Ртутное загрязнение"
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 16, 18, 19, 23, 26


Тема №6. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям и помещениям.

Первичные средства пожаротушения. Действия населения в случае возникновения пожара.
Руководитель занятия доводит до обучаемых статистику пожаров по Санкт-Петербургу и району (за последние 1-2 года), особо останавливаясь на причинах пожаров (неосторожное обращение с огнем, курение, детские шалости, плохое со-стояние электропроводки, неисправности электроприборов и т.п.) и их последствиях.
Необходимо отметить также, о влиянии состояния чердаков, подвалов и лестничных клеток на противопожарное состояние здания. Напомнить обучаемым противопожарные мероприятия при эксплуатации бытовых газовых баллонов (особенно в загородных домах) и при пользовании керосиновыми лампами. Кроме того, напомнить виды административного воздействия, применяемые к нарушителям противопожарного режима.
Необходимо довести до слушателей краткие сведения о горении и способах его прекращения, действиях жильцов дома при обнаружении возгорания и порядке вызова пожарной команды по телефону "01". Кроме того, необходимо рас-смотреть следующие вопросы:
о необходимых действиях по предупреждению пожаров;
о действии после прибытия подразделений Противопожарной службы Санкт-Петербурга;
о порядке использования пожарного оборудования и инвентаря.
При проведении занятия обратить внимание слушателей на то, что если в помещении пожар, то окна не открываются, а если пожар в соседнем помещении, то герметизируются двери влажной тканью и через открытое окно сообщается прохожим информация о пожаре в здании.
Практически отрабатывается вопрос поведения людей в задымленном помещении и в здании.
Рассматриваются способы тушения пожара с помощью подручных средств: покрывала из плотной ткани, половика, коврика и т.п., а также воды и песка и т.п..
В заключение занятия целесообразно организовать просмотр видеофильмов: "Пожар в высотном доме, квартире и общественном здании", "Лесной пожар".
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 2, 3, 4, 7, 20, 21, 22.


Тема №7. Действия населения при угрозе и совершении террористических актов.


Данное занятие рекомендуется проводить в виде беседы. До обучаемых доводится понятие терроризма. Обсуждаются наиболее крупные теракты, которые имели место в мире и России. Особенно подробно необходимо остановиться на действиях населения при угрозе и совершении теракта методом взятия в заложники".
В заключение занятия показать телефильм "Стрельба и взрывы в городе".
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 3, 7, 8, 24.


Тема №8. Оказание первой медицинской помощи.

Основы ухода за больными.
На данном практическом занятии должны быть использованы пакеты перевязочные медицинские (ППМ), бинты узкие и широкие, салфетки, жгуты для остановки кровотечения, носилки санитарные, подручные средства (косынки, ремень брючный, дощечки и фанера для шин), а также плакаты по теме занятий.
Кратко напомнив о воздействии ионизирующих излучений и АХОВ на организм человека, руководитель занятия рассказывает и показывает способы защиты от них (цистамин, йодистый калий, 5-% спиртовой раствор йода, антидоты: тарен, амилнитрит и т.п.).
Затем руководитель занятия, рассмотрев виды кровотечений, показывает различные способы их остановки с приме-нением табельных и подручных средств. Разбив группу по 2-3 человека, проводит практические занятия по остановке крово-течения.
Рассмотрев виды переломов, руководитель занятия указывает на их внешние признаки, объясняет правила обращения с травмированными конечностями. Практически отрабатываются приемы иммобилизации конечностей с помощью подручных средств.
Особое внимание необходимо уделить практической отработке вопросов оказания первой медицинской помощи при ожогах, поражении электротоком и несчастных случаях на воде. Важно, чтобы обучаемые правильно проводили реа-нимационные мероприятия (непрямой массаж сердца и искусственное дыхание) на манекенах.
Отрабатывая со слушателями практические действия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему, целесообразно пользоваться схемами-алгоритмами №№ 78-90 (приложение № 4, п.п. 7) и плакатами "Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях"
В заключение занятия необходимо напомнить обучаемым состав домашней аптечки, обратив внимание на срок годности лекарств. Рекомендуется организовать просмотр видеофильмов "Между жизнью и смертью", "Первая помощь при кровотечениях", "Первая помощь при ожогах", "Дисмургия", "Ожоги у детей", "Инородное тело" (по выбору руководителя занятия).
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 3, 7, 9, 10, 11, 13, 16.

Приложение № 3


ЖУРНАЛ
учета мероприятий по обучению неработающего населения
в области безопасности жизнедеятельности в 200___ году
(наименование муниципального образования)
Указания по ведению журнала

1. Журнал ведётся руководителем (УКП ГОЧС муниципального образования и является основным учётным доку-ментом по организации и проведению мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизне-деятельности.
2. Ежемесячно и в конце года подводятся итоги проведенных мероприятий, о чем делается отметка в разделе "Учёт мероприятий по ГОЧС и ПБ".

Приложение № 4


Рекомендуемый перечень видеофильмов, учебно-методической литературы, учебного имущества и
оборудования в УКП ГОЧС муниципальных образований

I. Видеофильмы
1.Гражданская оборона
2.Ядерное оружие
3.МЧС России
4.Сигналы оповещения ГО
5.Когда звучит "Внимание всем"
6.Тревога в лесу (м /ф.)
7.Стихийные бедствия (м /ф.)
8.В чрезвычайных ситуациях
9.СИЗ
10Противогаз ГП-7
11.Детские противогазы
12.Приозерск (взрыв жилого дома)
13.ЧС в районе школы
14.Искусство выживания (действия населения при стихийных бедствиях) (м /ф.)
15.Когда приметы не сбываются
16.Трагедия на Двинской
17.Химическая тревога
18.Действия в аварийной ситуации
19.Осторожно, транспортируется АХОВ
20.Действия населения при химически опасных авариях (м /ф.)
21.Действия населения в зоне РЗ
22.Невидимая опасность (м /ф.)
23.Бытовые дозиметры
24.Радиационный контроль и безопасность
25.Защита детей при авариях на АЭС
26.Подготовка ЗС к приему населения
27.Правила поведения в защитных сооружения
28.Организация радиационной безопасности
29.Локализация и дезактивация РЗ
30.Радиация, линия защиты
31.Вовремя обнаружить
32.Между жизнью и смертью
33.Медицина катастроф
34.Пока "03" в дороге
35.Первая помощь при кровотечениях
36.Первая помощь при ожогах
37.Первая помощь при переломах
38.Первая помощь на производстве
39.Десмургия
40.Транспортная иммобилизация
41.Карантин (м /ф.)
42.Ожоги
43.Лавины. Тонкий лед. Гололед. Землетрясения. Завалы при землетрясениях
44.Транспортировка пострадавшего. Переломы. Остановка кровотечения
45.Реанимация. Электротравма. Ожоги у детей. Инородное тело
46.Ртутное загрязнение. Газ. Очистка воды
47.Лесной пожар. Пожар в высотном доме, в квартире, в общественном здании
48.Безопасность в метро. Лифты. Толпа, первая помощь при ДТП
49.Стрельба и взрывы в городе
50.Железнодорожная авария. Безопасность на воде. Если вы заблудились в лесу.
51.Безопасность в горах. Укус змеи. Злая собака.


II. Учебно-методическая литература


1.Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и ЧС. Федеральные законы, постановления Прави-тельства Российской Федерации: - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2006.
2.Сборник документов по пожарной безопасности. - СПБ.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2005.
3.Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и ЧС. Законы Санкт-Петербурга, постановления правительства Санкт-Петербурга, распоряжения губернатора Санкт-Петербурга: - УМЦ по ГО и ЧС Санкт-Петербурга, 2004.
4.МЧС России Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2005.
5.НРБ-99: Гигиенические нормативы. - М: Центр санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической серти-фикации и экспертизы Минздрава России, 1999. - 116 с.
6.ФЦП "Преодоление последствий аварий и катастроф на период до 2010 года".
7.Крючек Н.А., Латчук В.Н. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения. -М.: Издательство НЦ "ЭНАС", 2001.
8.Черемисов Н.С., Якушкин Г.В. Терроризм - угроза жизни и безопасности: Учеб. пособие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2005.
9.Сорокин О.К., Муравьев В.А. Первая медицинская помощь: Учеб. пособие. СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2004.
10.Подвигин Г.П. АХОВ и защита от них. Оценка обстановки при аварии на химически опасном объекте: Учебное пособие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2005.
11.Кокин В.Г. Безопасность при эксплуатации электроустановок: Учеб. пособие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2005.
12.Филиппов Р.П., Лисицкий Ю.М. Защитные сооружения ГО: Учеб. пособие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2005.
13.Гречушкин И.В., Подвигин Г.П. Защита от ионизирующих излучений: Учеб. пособие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2005.
14.Гречушкин И.В., Подвигин Г.П. Ионизирующие излучения: Учеб.пособие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2004.
15.Подвигин Г.П. Йод и йодная профилактика: Учеб. пособие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2004.
16.Захаркин В.П. Основы гражданской обороны: Учеб. пособие. - М.: ИЦ-Редакция "Военные знания", 2005.
17.Филиппов Р.П. Основы аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС: Учеб. пособие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2006.
18.МЧС России Основные виды обеспечения эвакуации населения и коммунально-бытового обслуживания эваконасе-ления. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2006.
19.МЧС России Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, мате-риальных и культурных ценностей в безопасные районы. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2006.

20.Чернецов И.Н. Организация обеспечения пожарной безопасности в организациях и учреждениях: Учеб. пособие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2006.
21.Чернецов И.Н. Первичные средства пожаротушения: Учеб. пособие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2006.
22.МЧС России Помоги себе и другим. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2006.
23.Васильченко Н.В., Мартыненко О.В., Филякин А.А. Радиационная, химическая и биологическая защита: Учеб. посо-бие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2006.
24.Гречушкин И.В., Панфилов Е.В. Современные средства индивидуальной защиты органов дыхания: Учеб. пособие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2006.
25.Подвигин Г.П., Панфилов Е.В., Зиновьев С.Е. Приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля: Учеб. пособие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2006.
26.Подвигин Г.п., Гревцев И.И. Специальная обработка в чрезвычайных ситуациях: Учеб.пособие. - СПб.: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2007.

Буклеты
Серия "Защити себя сам:;


1.Химическая безопасность в быту. Бытовые газы.
2.Химическая безопасность в быту. Технические жидкости.
3.Химическая безопасность в быту. Сухие вещества, порошки, смеси.

Альбомы
1.Технические средства противопожарной защиты.
2.Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
3.Аварийно-спасательные машины и пожарные автоцистерны.
4.Средства индивидуальной защиты кожи.
5.Респираторы и самоспасатели.

Плакаты
1.Комплект №1. "Действия населения при авариях и катастрофах техногенного характера".
2.Комплект №2. "Действия населения при стихийных бедствиях".
3.Комплект №3. "Новейшие средства защиты органов дыхания - противогазы, респираторы".
4.Комплект №4. "Умей действовать при пожаре".
5.Комплект №5. "Первая медицинская помощь при ЧС".
6.Уголок гражданской обороны.
7.Терроризм - угроза обществу
8.Защитные сооружения ГО.
9.Комплект плакатов "Аварийно-спасательные и другие неотложные работы".
10.Правила поведения в ЧС природного характера.
11.Правила поведения в ЧС техногенного характера.
12.Правила поведения в аварийных ситуациях на транспорте.
13.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона.
14.Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.
15.Индивидуальные средства защиты в ЧС.
16. Защита населения в ЧС мирного и военного времени.
17.Действия при пожаре.
18.Уголок пожарной безопасности.
19.Меры по противодействию терроризма.

Натурные учебно-наглядные пособия


1. Простейшие укрытия - макет;
2. Противорадиационные укрытия (ПРУ) - макет;
3. Тренажер "Гоша"

Специальное оборудование


Средства защиты органов дыхания:

- ватно-марлевые повязки;
- противопылевые тканевые маски;
- респираторы (типа "Алина-200АВК", "НЕВА" и т.п.);
- противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, СПИ-1 и т.п.).


Средства медицинской защиты:
аптечка индивидуальная (типа А-2 и т.п.);
индивидуальный перевязочный пакет и т.п.;
индивидуальный противохимический пакет (типа ИПП-8, ИПП-11 и т.п.).
Подручные средства:
шины медицинские вакуумные, пневматические;
носилки санитарные
Средства пожаротушения:
образцы огнетушителей всех типов.


Технические средства обучения
Аудио, видео- проекционная аппаратура
телевизор;
видеомагнитофон;
DVD;
мультимедийный проектор.


Начальник Главного управления А.Г. Иванов

 

Оценочная таблица
состояния учебно-материальной базы ГОЧС учебно-консультационных пунктов по подготовке неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций муниципальных образований Санкт-Петербурга в 2008 году

_____________________________________________________________________
муниципальное образование района Санкт-Петербурга

I. Основной блок - Баллы не начисляются (в случае отсутствия одного из пунктов основного блока муниципальное образование снимается с городского смотра-конкурса)


Наличие планирующих и организующих документов по подготовке неработающего населения


1. Комплексной план мероприятий по подготовке неработающего населения муниципального образования в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения ПБ и безопасности людей на водных объектах на текущий год
2. Примерная тематика подготовки неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности

3. Распоряжение о создании УКП ГОЧС в муниципальном образовании
4. Положение об УКП ГОЧС и ПБ муниципального образования
5. Распоряжение о назначении инструктора (начальника) УКП ГОЧС
6. Распоряжение об итогах работы муниципального образования по подготовке неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности и задачах на следующий год
7. План работы УКП ГОЧС на год
8. План совершенствования учебно-материальной базы УКП ГОЧС на год
9. Отчетные документы о проведенных мероприятиях
10. Журнал учета подготовки персонала МО в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций