Главная   О нас   Новости   Услуги   Документы   Контакты   Партнеры
   
 

Методические рекомендации ОМСУ

 

 

GISMETEO: Погода по г.Санкт-Петербург

Атлас Санкт-Петербурга

Электронный атлас Санкт-Петербурга

Пробки на Яндекс.Картах

Яндекс.Метрика
ОБЖ СПб
Адрес: 196135, Санкт-Петербург, пр. пр. Юрия Гагарина, 23.

Тел. : (812) 579-79-99;
Факс :(812) 579-79-99;
E-mail:
89213292342@mail.ru

 
Сборник
нормативных документов и методических материалов органам местного самоуправления Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности


ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
20 октября 2005 года N 514-76
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге
Принят Законодательным СобраниемСанкт-Петербурга28 сентября 2005 года


В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех-ногенного характера"

настоящий Закон Санкт-Петербурга определяет организационные и правовые нормы в области защиты населения, земельного пространства, объектов производственного, социального и культурного назначения, а также окру-жающей природной среды в пределах территории Санкт-Петербурга (далее - территория) от чрезвычайных ситуаций при-родного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).


Действие настоящего Закона Санкт-Петербурга распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, населения, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.


Статья 1. Основные понятия, используемые
в настоящем Законе Санкт-Петербурга
Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:


- чрезвычайная ситуация - обстановка на территории Санкт-Петербурга, сложившаяся в результате аварии, опасного при-родного явления, катастрофы, террористической акции, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей;


- защита населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение потерь населения, угрозы его жизни и здоровью от опасности, возникающей в результате стихийных и экологи-ческих бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;


- гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, находящихся на территории Санкт-Петербурга, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.


Иные понятия, определения и термины, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, используются в значении, определенном Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".


Статья 2. Законодательство Санкт-Петербурга в области
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций


Законодательство Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций состоит из на-стоящего Закона Санкт-Петербурга, а также принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, а также нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

Статья 3. Цели настоящего Закона Санкт-Петербурга
Целями настоящего Закона Санкт-Петербурга являются:


а) прогнозирование, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
б) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
в) ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;
г) обеспечение материальной и социально-правовой защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций и ли-квидации их последствий.
Отношения по восстановлению территории, зданий, сооружений, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, и не связанных с жизнеобеспечением населения, настоящим Законом Санкт-Петербурга не регулируются.

Статья 4. Санкт-Петербургская территориальная подсистема
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций


Санкт-Петербургская территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Санкт-Петербургская подсистема) является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Санкт-Петербургская подсистема предназначена для организации работы в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Организация, задачи, состав сил и средств Санкт-Петербургской подсистемы, а также порядок ее деятельности определя-ются Правительством Санкт-Петербурга.


Статья 5. Порядок обеспечения населения, федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и организаций информацией в области
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций


1. Порядок сбора, хранения, накопления, обработки и обмена информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и определяется в установленном порядке Правительством Санкт-Петербурга.


2. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, руководители организаций обязаны информировать население, в том числе через средства массовой информации, по вопросам состояния защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения и территории от их последствий.


3. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге либо финансирующиеся полностью или частично за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, незамедлительно и на безвозмездной основе публикуют информацию в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций по требованию исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга на решение задач по обеспечению выполнения ме-роприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченный орган).


4. Уполномоченный орган вправе получать от органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного са-моуправления в Санкт-Петербурге и организаций оперативную и статистическую информацию, необходимую для выполнения задач по прогнозированию, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на безвозмездной основе.


5. Органы государственной власти Санкт-Петербурга и организации, осуществляющие мониторинг, наблюдение и лабораторный контроль за состоянием окружающей природной среды в Санкт-Петербурге и потенциально опасными объектами, обязаны на безвозмездной основе представлять указанную в пункте 4 настоящей статьи информацию в уполномоченный орган в порядке, определенном Правительством Санкт-Петербурга.


Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга:


а) принимает в соответствии с федеральным законодательством законы Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
в) утверждает порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга;
г) проводит депутатские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.


Статья 7. Полномочия Правительства Санкт-Петербурга
в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Правительство Санкт-Петербурга:


а) принимает на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов Санкт-Петербурга нормативные правовые акты в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их выполнение;
б) определяет задачи, организацию, состав сил и средств Санкт-Петербургской подсистемы, а также порядок ее деятель-ности;
в) утверждает состав комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории и определяет порядок ее деятельности;
г) планирует и принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их выполнение;
д) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуни-ципального и регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в зоне их проведения; при недоста-точности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
ж) создает резервы финансовых и иных материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
и) осуществляет обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также пропаганду знаний в этой области;
к) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
л) создает исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный на решение задач по обес-печению выполнения мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
м) определяет порядок сбора, хранения, накопления, обработки и обмена информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
н) обеспечивает выполнение федеральных целевых программ, а также разрабатывает и реализует выполнение целевых программ Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
о) организует мониторинг и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций, а также наблюдение и контроль за со-стоянием окружающей природной среды в Санкт-Петербурге;
п) осуществляет иные полномочия в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.


Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в
Санкт-Петербурге в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге в соответствии со своей компетенцией:


а) принимают на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга нормативные правовые акты в области защиты населения и территории от чрез-вычайных ситуаций и обеспечивают их выполнение;
б) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территории от чрез-вычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
в) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют обучение неработающего населения способам защиты и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) осуществляют иные полномочия в области защиты населения и территорий внутригородских муниципальных образо-ваний Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и законода-тельством Санкт-Петербурга.


Статья 9. Применение сил и средств органов внутренних дел в
Санкт-Петербурге при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций


Силы и средства органов внутренних дел в Санкт-Петербурге при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при-меняются для:
а) обеспечения общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации;
б) обеспечения безопасности движения и регулирования движения на автомобильных дорогах в зоне чрезвычайной си-туации;
в) обеспечения пропускного режима в зоне чрезвычайной ситуации, оцепления зоны чрезвычайной ситуации, охраны объектов, материальных и культурных ценностей;
г) выполнения иных задач, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.

Статья 10. Организация подготовки населения и пропаганды
знаний в области защиты населения и территории
от чрезвычайных ситуаций


1. Непосредственное осуществление подготовки населения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций организуется уполномоченным органом.
2. Деятельность по пропаганде знаний в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций организуется Правительством Санкт-Петербурга, а также организациями и общественными объединениями, осуществляющими свою дея-тельность в области защиты населения и территории.


Статья 11. Компенсации и социальные гарантии, предоставляемые
жителям Санкт-Петербурга, пострадавшим в результате
чрезвычайных ситуаций


1. Жители Санкт-Петербурга, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, имеют право:
- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных си-туаций;
- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.


2. Компенсации и социальные гарантии, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются жителям Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

3. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых жителям Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, определяются законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.


Статья 12. Целевые программы Санкт-Петербурга


Правительство Санкт-Петербурга разрабатывает и обеспечивает выполнение целевых программ Санкт-Петербурга, на-правленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба окружающей природной среде в Санкт-Петербурге и материальных потерь в случае их возникновения.
Финансирование целевых программ Санкт-Петербурга осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также средств организаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.


Статья 13. Финансовое обеспечение мер по предупреждению
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций


1. Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе ре-гионального и межмуниципального характера, является расходным обязательством Санкт-Петербурга.
2. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного органа является расходным обязательством Санкт-Петербурга.


Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга


Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Статья 15. Приведение нормативных правовых актов
в соответствие с настоящим Законом Санкт-Петербурга


Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного са-моуправления в Санкт-Петербурге в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций приводятся в соот-ветствие с настоящим Законом Санкт-Петербурга в течение 6 месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 16. Заключительные положения


Признать утратившим силу Закон Санкт-Петербурга от 3 апреля 1996 года N 45-14 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".


Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко


Закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 (выписка)
"Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге"
Глава 3. Вопросы местного значения


Статья 10. Вопросы местного значения муниципальных образований


1. К вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относятся:


6) организация в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;


7) проведение подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2007 года N 1396
О проведении смотра-конкурса на лучшую учебно-материальную базу
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях создания учебно-материальной базы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга, отвечающей современным требованиям подготовки населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:


1. Ежегодно проводить смотр-конкурс на лучшую учебно-материальную базу гражданской обороны и защиты от чрезвы-чайных ситуаций (далее - УМБ ГОЧС) среди учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и защите от чрез-вычайных ситуаций Санкт-Петербурга (далее - учебно-консультационные пункты) муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций Санкт-Петербурга в два этапа:


I этап - смотр-конкурс на лучшую УМБ ГОЧС района Санкт-Петербурга ежегодно до 31 августа;
II этап - смотр-конкурс на лучшую УМБ ГОЧС Санкт-Петербурга ежегодно до 30 ноября.


2. Утвердить Положение о смотре-конкурсе на лучшую учебно-материальную базу гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга (далее - Положение).


3. Администрациям районов Санкт-Петербурга:


3.1. Принять меры по сохранению и развитию УМБ ГОЧС на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - орга-низации), осуществляющих деятельность на территориях районов Санкт-Петербурга, независимо от ведомственной принад-лежности и форм собственности.
3.2. Создать районные комиссии по проведению смотра-конкурса на лучшую УМБ ГОЧС района Санкт-Петербурга.
3.3. Ежегодно до 31 августа подводить итоги смотра-конкурса на лучшую УМБ ГОЧС района Санкт-Петербурга.
3.4. Ежегодно до 10 сентября представлять в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполно-моченный Правительством Санкт-Петербурга на решение задач по обеспечению выполнения мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган), Перечень муници-пальных образований, предприятий, учреждений и организаций в соответствующем районе Санкт-Петербурга, представляемых на смотр-конкурс на лучшую учебно-материальную базу гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга, согласно приложению N 1 к Положению.


4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге представлять учебно-консультационные пункты на смотр-конкурс на лучшую УМБ ГОЧС района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербурга.


5. Уполномоченному органу:


5.1. Ежегодно создавать комиссию по проведению смотра-конкурса на лучшую УМБ ГОЧС среди учебно-консультационных пунктов муниципальных образований и организаций Санкт-Петербурга.
5.2. Ежегодно до 30 ноября подводить итоги смотра-конкурса на лучшую УМБ ГОЧС Санкт-Петербурга.
5.3. Ежегодно до 15 декабря обеспечивать представление Губернатору Санкт-Петербурга списка руководителей органов местного самоуправления и организаций Санкт-Петербурга - победителей смотра-конкурса на лучшую УМБ ГОЧС для по-ощрения в установленном порядке.
6. Признать утратившим силу распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 27.04.2002 N 667-ра "О проведении в Санкт-Петербурге смотра-конкурса на лучшую учебно-материальную базу по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций".
7. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Тихонова В.В.

Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 29.10.2007 N 1396

Положение
о смотре-конкурсе на лучшую учебно-материальную базу гражданской обороны
и защиты от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга


1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок оценки состояния учебно-материальной базы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга (далее - УМБ ГОЧС) муниципальных образований, предприятий, уч-реждений и организаций на территории Санкт-Петербурга (далее - муниципальные образования и организации), представленной на смотр-конкурс на лучшую УМБ ГОЧС (далее - смотр-конкурс).
1.2. Смотр-конкурс проводится по следующим группам:
- муниципальные образования Санкт-Петербурга;
- организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне;
- организации с числом работающих более 200 чел.;
- организации с числом работающих менее 200 чел.;
- организации с числом работающих менее 50 чел.;
- предприятия торговли и питания;
- учреждения высшего профессионального образования;
- учреждения среднего профессионального образования;
- учреждения начального профессионального образования;
- общеобразовательные учреждения.

1.3. Смотр-конкурс проводится ежегодно в два этапа:
I этап - смотр-конкурс на лучшую УМБ ГОЧС района Санкт-Петербурга;
II этап - смотр-конкурс на лучшую УМБ ГОЧС Санкт-Петербурга.


2. Задачи смотра-конкурса

Основными задачами смотра-конкурса являются:
2.1. Создание и развитие УМБ ГОЧС, отвечающей современным требованиям подготовки населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
2.2. Развитие единой системы подготовки и обучения населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и за-щиты от чрезвычайных ситуаций, повышение эффективности обучения всех групп населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
2.3. Подведение итогов состояния УМБ ГОЧС и определение мероприятий по ее совершенствованию.


3. Порядок проведения смотра-конкурса


3.1. Для проведения смотра-конкурса разрабатываются графики проведения смотра-конкурса (далее - графики смотра-конкурса).
3.2. Графики смотра-конкурса утверждаются:
для I этапа - администрацией района Санкт-Петербурга;
для II этапа - исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга на решение задач по обеспечению выполнения мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченный орган).
3.3. К смотру-конкурсу не допускаются муниципальные образования и организации, занявшие первые места в смотре-конкурсе в течение последних пяти лет.
3.4. Смотр-конкурс проводится комиссиями, созданными в установленном порядке:


3.4.1. Для I этапа - районными комиссиями по проведению смотра-конкурса на лучшую УМБ ГОЧС района Санкт-Петербурга (далее - районные комиссии) в следующем составе:
- председатель районной комиссии - заместитель главы администрации соответствующего района Санкт-Петербурга;
- члены районной комиссии:
- начальник (или его представитель) управления по району Санкт-Петербурга территориального органа федерального ор-гана исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты насе-ления и территорий от чрезвычайных ситуаций по Санкт-Петербургу (по согласованию);
- заместитель директора пожарно-спасательного отряда противопожарной службы Санкт-Петербурга по району Санкт-Петербурга (по согласованию);
- представитель отдела образования администрации соответствующего района Санкт-Петербурга (по согласованию);
- другие должностные лица.


3.4.2. Для II этапа - комиссией по проведению смотра-конкурса на лучшую УМБ ГОЧС Санкт-Петербурга (далее - Ко-миссия) в следующем составе:
председатель Комиссии - руководитель уполномоченного органа;
члены Комиссии:
- представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по Санкт-Петербургу (по согласованию);
- представители уполномоченного органа;
- представитель Комитета по образованию (по согласованию);
- представитель Комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Губернатора Санкт-Петербурга (по согласованию);
- другие должностные лица.
3.5. Составы районных комиссий и Комиссии (далее - комиссии) утверждаются создающими их исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
3.6. Председатели комиссий организуют работу членов комиссий, разрешают спорные вопросы в ходе проведения смотра-конкурса и контролируют правильность начисления баллов, принимают протесты на действия членов комиссий.
3.7. Графики смотра-конкурса доводятся комиссиями до сведения муниципальных образований и организаций, участ-вующих в смотре-конкурсе, не позднее 10 дней до начала работы комиссий.

4. Полномочия комиссий
Комиссии для осуществления возложенных на них задач обладают следующими полномочиями:
4.1. Проводить оценку состояния УМБ ГОЧС муниципальных образований и организаций, представленных на смотр-конкурс, в соответствии с графиком смотра-конкурса, примерным составом учебно-материальной базы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга согласно приложению N 2 к настоящему Положению и оценочной таблицей, разрабатываемой ежегодно уполномоченным органом.
4.2. Привлекать по согласованию для участия в работе комиссий представителей муниципальных образований и органи-заций Санкт-Петербурга.
4.3. Запрашивать в установленном порядке у органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций информацию по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.
4.4. Подводить итоги смотра-конкурса и представлять его результаты на утверждение:
за I этап - главе администрации района Санкт-Петербурга;
за II этап - руководителю уполномоченного органа.

5. Порядок подведения итогов смотра-конкурса
и награждения победителей смотра-конкурса
5.1. По итогам смотра-конкурса определяются первое, второе и третье места по каждой группе участников.
Лучшей считается УМБ ГОЧС муниципального образования, организации, набравших наибольшее количество баллов.
5.2. За I этап руководители органов местного самоуправления и руководители организаций, занявших в смотре-конкурсе первое, второе и третье места по каждой группе участников, награждаются в установленном порядке грамотами администраций районов Санкт-Петербурга.
За II этап руководителям органов местного самоуправления и руководителям организаций, занявших в смотре-конкурсе первое, второе и третье места по каждой группе участников, присуждается в установленном порядке Диплом Губернатора Санкт-Петербурга.

 

Приложение N 1
к Положению о смотре-конкурсе на лучшую учебно-материальную
базу гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций Санкт-Петербурга


Перечень
муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций
__________________________________________ района Санкт-Петербурга,
представляемых на смотр-конкурс на лучшую учебно-материальную базу
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга

N п/п Группы участников Наименование Количество
баллов
1 Муниципальные образования    
2 Организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне    
3 Организации с числом работающих более 200 чел.    
4 Организации с числом работающих менее 200 чел.    
5 Организации с числом работающих менее 50 чел.    
6 Предприятия торговли и питания    
7 Учреждения высшего профессионального об-разования    
8 Учреждения среднего профессионального об-разования    
9 Учреждения начального профессионального образования    
10 Общеобразовательные учреждения    

Председатель комиссии (подпись) (расшифровка подписи)


Приложение N 2
к Положению о смотре-конкурсе на лучшую учебно-материальную базу
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга

 

Примерный состав
учебно-материальной базы гражданской обороны и защиты
от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга

1. Общие положения
Состав и элементы средств оснащения учебно-материальной базы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных си-туаций (далее - УМБ ГОЧС) определяются программами подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвы-чайных ситуаций Санкт-Петербурга каждой группы населения Санкт-Петербурга (далее - программа подготовки).
Под элементами средств оснащения УМБ ГОЧС понимаются средства оснащения, с использованием которых обучаемые получают информацию по соответствующей теме программы подготовки, дополняющую учебный материал и помогающую лучше понять его.
Средства оснащения разделяются:
на аудиовизуальные: проекционная аппаратура, видеоаппаратура, персональные компьютеры;
на учебно-наглядные пособия: образцы аварийно-спасательного инструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, средства пожаротушения и первой медицинской помощи, стенды, плакаты;
на вспомогательное оборудование: тренажеры, макеты и контролирующие устройства.
Комплект средств оснащения должен представлять собой определенную систему, элементы которой хорошо сочетаются в содержательном и методическом отношении.
УМБ ГОЧС составляют:
учебные кабинеты (классы) гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
уголки гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.


2. Учебный кабинет (класс) гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Учебный кабинет (класс) гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - учебный кабинет (класс) - помещение с учебной мебелью, учебно-методической литературой, учебным имуществом и оборудованием, предназначенное для проведения занятий с должностными лицами и специалистами гражданской обороны и Санкт-Петербургской терри-ториальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и различными группами населения Санкт-Петербурга по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Должен быть оснащен необходимым количеством технических средств обучения, в том числе проекционной аппаратурой, аудио- и видеотехникой.
Информативное содержание стендов, плакатов должно быть современным и достаточным для самостоятельного усвоения изложенного материала.
Степень насыщенности учебного кабинета (класса) учебными и наглядными пособиями и их содержание зависит от предназначения учебного кабинета (класса) и обязательно должны быть тесно связаны с действующими программами под-готовки.


3. Учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
Учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УКП ГОЧС) предназначен для пропаганды знаний среди населения Санкт-Петербурга, не занятого в сфере производства и обслуживания (далее - неработающее население), путем проведения бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, консультаций, показа учебных фильмов и т.п.
УКП ГОЧС создается и оснащается органами местного самоуправления.
УКП ГОЧС должен быть оснащен техническими средствами обучения, стендовым оборудованием, наглядными пособиями, учебными средствами индивидуальной защиты, первой медицинской помощи, учебно-методической литературой и другими обучающими материалами.

4. Уголок гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Уголок гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - уголок ГОЧС) представляет собой часть по-мещения, оснащенную учебно-методической литературой, учебным имуществом и оборудованием для проведения занятий и самостоятельной подготовки населения Санкт-Петербурга по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Уголок ГОЧС, оборудованный аудиовизуальными средствами, называется уголком ГОЧС активного типа.
Уголки ГОЧС создаются на территориях муниципальных образований Санкт-Петербурга в дополнение к УКП ГОЧС для подготовки неработающего населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, в организациях с числом работающих менее 50 человек, а также - в дополнение к учебным кабинетам (классам) подготовки работников и личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований.
В организациях с численностью работающих менее 50 чел., где не создаются учебные кабинеты (классы), уголки ГОЧС являются основным учебным местом, где обеспечивается подготовка работников в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций применительно к особенностям деятельности организации.
Уголки ГОЧС оснащаются плакатами, стендами, наглядными пособиями, видеоаппаратурой, макетами и образцами ава-рийно-спасательных инструментов и оборудования, средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и хими-ческой разведки, средствами первой медицинской помощи и т.п.


5. Оборудование учебного кабинета (класса), УКП ГОЧС
5.1. Основные стенды (плакаты):
"Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";
"Терроризм - угроза миру";
"Оповещение населения";
"Эвакуация населения";
"Средства защиты";
"Первая медицинская помощь";
"Тушение пожаров. Приемы и способы спасения людей при пожарах".
5.2. Дополнительная информация, разработанная с учетом специфики деятельности конкретной организации:
информация о вероятных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера применительно к конкретным условиям, возможная обстановка на территории организации при возникновении чрезвычайной ситуации;
состав, задачи и организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, созданной в организации;
нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные в организации, их назначение, состав.
5.3. Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.
5.4. Специальное учебное имущество и оборудование, предназначенное для подготовки личного состава нештатных ава-рийно-спасательных формирований в количестве, необходимом для подготовки одной учебной группы.
5.5. Аудиовизуальные пособия (слайды, учебные фильмы).
5.6. Учебная и методическая литература в количестве, необходимом для подготовки учебной группы (до 25 чел.).

6. Оборудование учебного кабинета (класса)
"Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности"
Учебный кабинет (класс) "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности" должен иметь тематические разделы в соответствии с программой обучения по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисци-плине "Безопасность жизнедеятельности" в учреждениях общего и профессионального образования.
6.1. Основные стенды и плакаты:
"Чрезвычайные ситуации и действия населения";
"Задачи и организационная структура гражданской обороны в учебном заведении";
"Мероприятия, проводимые при аварии на химически опасном объекте";
"Мероприятия, проводимые при пожаре и наводнении";
"Действия населения по предупреждению террористических акций".
6.2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
6.3. Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля (включая бытовые приборы).
6.4. Средства пожаротушения.
6.5. Средства первой медицинской помощи.
6.6. Макеты местности, зданий, сооружений, муляжи, многофункциональные тренажеры для обучения навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях.
6.7. Аудио- и видеоаппаратура, проекционная аппаратура, персональные компьютеры, слайды, учебные фильмы.
6.8. Учебная и методическая литература.


7. Оборудование уголка ГОЧС
Оформление уголка ГОЧС целесообразно выполнять по следующим тематическим разделам:
информация о вероятных чрезвычайных ситуациях применительно к конкретным условиям, способы защиты от пора-жающих факторов;
средства индивидуальной и коллективной защиты;
сигналы гражданской обороны, маршруты движения к конкретным защитным сооружениям гражданской обороны;
порядок проведения эвакуации;
Уголок ГОЧС должен быть оснащен образцами средств индивидуальной защиты, средств первой медицинской помощи, учебной литературой.
Уголок ГОЧС активного типа дополнительно оснащается проекционной и видеоаппаратурой, а также комплектом учебных фильмов.



ГУБЕРНАТОР
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Смольный, Санкт-Петербург, 191060
Тел.(812) 276-1433, Факс (812) 276-1827
E-mail: gov@gov.spb.ru
http: //www.gov.spb.ru

28.11.2005 № 07-104/9308
На №___________ От


Руководителям отраслевых исполнительных органов
государственной власти
Санкт-Петербурга

Руководителям территориальных исполнительных
органов государственной власти
Санкт-Петербурга

Руководителям органов местного самоуправления
Санкт-Петербурга

Директору Санкт-Петербургского учебно-методического
центра по ГО, ЧС и ПБ

Руководителям предприятий, организаций и учреждений в Санкт-Петербурге


Организационно-методические указания
по подготовке населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны,
защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы

(Печатается с сокращениями)
Обучение населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в настоящее время осуществляется в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и от 04.09.2003 № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техно-генного характера", распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 28.07.2001 № 683-ра "Об организации обучения населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Результаты проверок, ознакомление с подготовкой населения при проведении учений, тренировок и смотров-конкурсов на лучшую учебно-материальную базу гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций показали, что задачи, оп-ределенные организационными указаниями по обучению населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы, выполнены.


Вместе с тем, существующая единая система подготовки населения Санкт-Петербурга не в полной мере соответствует качественным изменениям всего спектра угроз безопасности жизнедеятельности населения. Продолжают иметь место недос-татки, влияющие на комплексное и качественное решение задач обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - в области безопасности жизнедеятельности).
Основными из них являются:
- не во всех органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях (далее - организациях) подво-дятся итоги подготовки за год и ставятся задачи по обучению на следующий год;
- не все органы местного самоуправления и организации (в основном торговли и питания) представляют заявки на повы-шение квалификации должностных лиц и работников ГО и РСЧС в Санкт-Петербургском учебно-методическом центре по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (далее - по УМЦ ГО, ЧС и ПБ), и курсах граж-данской обороны районов (далее - курсы ГО районов) и не направляют их на обучение;
- учебно-материальная база (далее - УМБ) для обучения населения совершенствуется медленно и не в полной мере обес-печивает качественное проведение занятий, особенно практических, предусмотренных программами;
- планы совершенствования и развития УМБ не всегда своевременно выполняются;
- слабым звеном в системе подготовки населения продолжает оставаться работа с неработающим населением. Не во всех органах местного самоуправления (далее - ОМСУ) созданы и функционируют учебно-консультационные пункты (далее - УКП), назначены ответственные за подготовку неработающего населения. Планы создания в Санкт-Петербурге УКП не вы-полняются. Не все ОМСУ используют такие формы подготовки, как распространение памяток, листовок, буклетов, просмотр видеофильмов в области безопасности жизнедеятельности;


Указанные недостатки, неконкретная и малоэффективная работа по их устранению являются свидетельством ослабления внимания руководителей отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, и организаций всех уровней к этой важнейшей задаче защиты населения Санкт-Петербурга.
В целях совершенствования и комплексного решения задач подготовки населения Санкт-Петербурга в области безопас-ности жизнедеятельности предлагаю:


1. Главной задачей по подготовке населения Санкт-Петербурга в 2006-2010 годах в области безопасности жизнедеятель-ности считать развитие единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом обучения населения вопросам пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, расширение ее возможностей, в том числе за счет создания "Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей", совершенствование организации подготовки населения на основе требований новых нормативных правовых актов.
2. Принять к исполнению Организационно-методические указания по подготовке населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы.
3. Основные усилия в работе по выполнению главной задачи сосредоточить на:
обеспечении выполнения положений нормативных правовых актов по подготовке населения Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности;
соблюдении необходимой периодичности повышения квалификации руководителей всех уровней управления по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также внедрении при их обучении новых программ и современных технологий подготовки, в том числе дистанционного обучения;
уточнении программ обучения населения в области гражданской обороны и зашиты от чрезвычайных ситуаций с учетом подготовки всех категорий населения по вопросам обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
создании и развитии современной учебной материально-технической базы для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности;
участие в реализации Общероссийского проекта по совершенствованию обеспечения населения Санкт-Петербурга ин-формацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей.
4. Обучение населения в области безопасности жизнедеятельности осуществлять в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проводить в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в Санкт-Петербургском УМЦ по ГО, ЧС и ПБ, на курсах ГО районов, а также по месту работы, учебы и жительства граждан.
5. В целях совершенствования организации и осуществления обучения населения в области безопасности жизнедеятель-ности:
Руководителям территориальных исполнительных органов государственной власти (главам Администраций районов Санкт-Петербурга):
продолжить целенаправленную деятельность по организации, методическому руководству и контролю за реализацией положений федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об образовании", "О пожарной безопасности", постановлений Правительства Рос-сийской Федерации от 02.11. 2002 № 841 № "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", от 04. 09.2003 № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций при-родного и техногенного характера", а также других нормативных правовых актов, в том числе Санкт-Петербурга, в области безопасности жизнедеятельности;
ежегодно проводить анализ результатов деятельности по подготовке населения в области безопасности жизнедеятельности и ставить задачи по совершенствованию организации и повышению качества обучения всех категорий населения;
планировать рассмотрение не реже одного раза в год на заседаниях районных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности вопросов организации и процесса обучения населения в области безопасности жизнедеятельности и осуществлять контроль за выполнением принятых решений;
обеспечить эффективный контроль за организацией и процессом обучения населения;
ежегодно проводить районный смотр-конкурс на лучшую УМБ в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС;
повысить ответственность руководителей всех уровней за организацию обучения населения в области безопасности жиз-недеятельности;
Руководителям органов местного самоуправления (муниципальных округов, городов и поселков):
ежегодно проводить анализ результатов деятельности по подготовке неработающего населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и ставить задачи по совершенствованию организации и повышению качества их обучения;
разработать и осуществить комплекс мер по обустройству УКП по гражданской обороне, защиты от чрезвычайных си-туаций и обеспечению пожарной безопасности, всестороннему обеспечению их деятельности, приобретению учебно-наглядных пособий и других средств обучения, в том числе видеофильмов в области безопасности жизнедеятельности;
организовать издание и распространение наглядных пособий, памяток, листовок и буклетов
по обучению населения в области безопасности жизнедеятельности, обеспечить население Санкт-Петербурга, приобретение видеофильмов в области безопасности жизнедеятельности;
организовать контроль за полнотой и качеством разработки организационных, планирующих и отчетных документов по подготовке неработающего населения в УКП;
совместно с Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу и Главным управлением по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга организовать подбор мест размещения технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях своевременного их информирования;
Начальнику Главного управления по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга:
организовать приведение нормативных правовых актов Санкт-Петербурга по вопросам организации обучения всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности в соответствие с требованиями ст. 16, 40, 91, 96 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, Федеральных Законов от 06.08 1999 № 184-ФЗ, от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Законов Санкт-Петербурга от 18.07.2005 № 368-52 "О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге" и от 20.10.2005 № 514-76 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; ежегодно анализировать качество организации и осуществления обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. В распорядительных и планирующих документах определять задачи и мероприятия по развитию единой системы подготовки населения Санкт-Петербурга;
организовать совместно с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного са-моуправления, руководителями организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, работу по повышению качества обучения всех групп населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. Организовать методическое обеспечение и контроль за качеством разработки планов проведения учений и тренировок;
планировать рассмотрение не реже одного раза в год на заседаниях Комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Санкт-Петербурга вопросов организации и хода обучения в области безопасности жизнедеятельности и осуществлять контроль за выполнением принятых решений; продолжить целенаправленную работу по организации и контролю за ведением учета обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также за выпол-нением планов комплектования слушателями УМЦ ГО, ЧС и ПБ и курсов ГО;
обеспечить разработку ежегодного к 25 декабря комплексного Плана мероприятий по обучению неработающего населения Санкт-Петербурга в области безопасности жизнедеятельности и его выполнение с привлечением соответствующих комитетов (управлений, служб) и подведомственных им учреждений культуры, связи и информации, образования, здравоохранения, торговли, транспорта, коммунального хозяйства и др., а также организаций, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей;
организовать обеспечение всех групп населения Санкт-Петербурга нормативной правовой литературой, учебно-методической литературой, наглядными пособиями, памятками и буклетами в области безопасности жизнедеятельности раз-работку с учетом их местных особенностей;
усилить контроль за выполнением перспективных планов совершенствования УМБ по обучению всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности;
ежегодно организовывать и проводить городской смотр-конкурс на лучшую УМБ в области безопасности жизнедеятель-ности и своевременно представлять результаты и итоги Губернатору Санкт-Петербурга для поощрения призеров;
активнее использовать современные технические средства при обучении, информировании и оповещении населения в области безопасности жизнедеятельности;
обеспечить в соответствии с совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31.05 2005 № 428/432/ 321 выполнение мероприятий по размещению современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей и эффективного их использования в целях подготовки населения в области безопасности жизнедеятель-ности, а также своевременное информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций.
6. При организации обучения различных групп населения руководствоваться следующим:
г) обучение населения, не занятого в сфере производства и обслуживания (неработающее население), осуществлять по месту жительства путем:
организации пропагандистских мероприятий (бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, консультаций, показа учебных фильмов и др.), проводимых по планам работы УКП по подготовке неработающего населения в области безопасности жиз-недеятельности с привлечением учреждений культуры, связи и информации, образования, здравоохранения, торговли, транспорта, коммунального хозяйства и др., расположенных на территории соответствующих ОМСУ, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей;
самостоятельного изучения памяток, пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телевизионных программ по тематике безопасности жизнедеятельности;
участия в установленном порядке в комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Практиковать проведение тренировок с населением, на которых отрабатывать действия по сигналам оповещения.
Основное внимание при обучении этой категории населения обращать на формирование морально-психологических ка-честв, практических умений и навыков действий в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест проживания, воспитания у обучаемых чувства ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений.
7. В целях совершенствования практических умений и навыков всех категорий населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности планировать и проводить учения и тренировки с периодичностью и продолжительностью, определяемыми ежегодными организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При проведении учений и тренировок особое внимание уделять оценке реальности имеющихся планов гражданской обо-роны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработке практических вопросов действий обучаемых при чрезвычайных ситуациях, пожарах и угрозе террористических акций в учреждениях образования, здраво-охранения и в местах массового пребывания людей.


Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко